Апофатическое богословие

Апофатическое богословие

АПОФАТИ́ЧЕСКОЕ БОГОСЛО́ВИЕ (Апофатизм) — негативный путь познания Бога в отличие от катафатизма и в дополнение ему. Христ. А. Б. имеет в святоотеч. мысли два течения. В одном (Климент Александрийский), отрицающем возможность какого бы то ни было знания о Боге, по природе непостижимом, Бог познается не в том, что Он есть (т. е. не в соответствии с тварным опытом), а в том, что Он не есть, в отвлечении от всяких определений и имен. Имена Божии: Единый, Благой, Разум, Сущий, Бог, Творец, Господь — не имеют значения имен в применении к Нему и употребляются лишь во избежании других обозначений, еще более унижающих абсолютную Непостижимость. Самое знание о непостижимости Неведомого Бога (Деян. 17, 23) дается лишь благодатью.

Др. течение, через Оригена, учившегося вместе с Плотином у Аммония Саккаса, связано с неоплатонизмом. Бог непостижим не по природе, а лишь в силу немощи нашего разума, затемненного плотью и связанного с чувств. образами и множественностью. У Оригена оно носит интеллектуальный характер и сводится к отрицанию в Боге всего, что относится к материи и множественности, дабы познать Его в абсолютной простоте, исключающей всякую сложность, — "чистейший Дух", "умную Природу", Монаду или Единицу. Ориген близок к учению Плотина и его школы о познании абсолютного Единства путем отвлечения от всего сущего и от себя, дабы в состоянии экстаза, став выше "сущности", созерцающий не противостоял Созерцаемому, но пребывало бы одно Божественное Единство. Эта апофатика сводится к отрицанию всего, что препятствует познанию Божественной Природы, положительно определимой как Единое.

Объединил оба течения автор Ареопагитик — Псевдионисий Ареопагит. В отличие от неоплатоников и Оригена, для которых отрицательное богословие не противополагается положительному, служа путем к соединению с Единым, Которое как Единство, все же может быть положительно определено, он отрицает всякую определимость Бога, даже характер предмета познания или незнания. С другой стороны, в отличие от Климента Александрийского и отчасти от великих каппадокийцев, он настаивает на реальном значении Божественных имен, обосновывая катафатизм. Положительный путь соответствует нисхождению Божества, в котором Оно Само открывается, становясь "всяческим во всем", тогда как отрицательный соответствует восхождению твари к своей Причине, то есть обожению, совершаемому силой Святого Духа. Первым путем Божество свидетельствует о Себе постижимо, вторым, творения, исполненные благодати Святого Духа, свидетельствуют о непостижимости Божественной природы.


Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Апофатическое богословие" в других словарях:

  • апофатическое богословие —         АПОФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ (от греч. ароphatikos отрицательный) «отрицательное» (или мистическое) богословие, система раскрытия и обоснования истин христианского вероучения, сложившаяся к 6 в. и получившая распространение преимущественно на …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Апофатическое богословие — (греч. αποφατικος «отрицающий»), или негативная теология  богословский метод, заключающийся в выражении сущности Божественного путем последовательного отрицания всех возможных его определений как несоизмеримых ему, познании Бога через… …   Википедия

  • Апофатическое богословие — (греч. «отрицательное»)    богословие, запрещающее переносить на Бога понятия земного мира и описывающее Его только посредством отрицательных определений. Апофатический принцип имеет исключительно важное, глубоко мистическое значение в… …   Православие. Словарь-справочник

  • АПОФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ — (от греч. ўpofЈtikoj  отрицательный) В БИБЛИИ, учение о Боге в Самом Себе, к–рое отрицает возможность любого Его определения средствами человеческого языка и понятий. Само А. б. как таковое существовало в Индии, где Божество определяется как «не… …   Библиологический словарь

  • БОГОСЛОВИЕ — [греч. θεολογία]. Понятие христ. «Б.» включает в себя: 1) практику богообщения, подразумевающую веру и молитвенное устремление к Богу как к предмету веры, упования и любви, и деятельность в соответствии с верой. В этом смысле Б. может пониматься… …   Православная энциклопедия

  • Богословие — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

  • Богословие —    слово, заимствованное христианскими писателями от древних греков, употребляется в настоящее время в очень широком значении. У древних учителей Церкви «богословие» в этимологическом отношении означало «слово о Боге», «слово от Бога», а у иных – …   Православие. Словарь-справочник

  • Богословие эстетическое —    условное название всей сферы библейских идей, понятий, проблем, образов, имеющих непосредственное отношение к миру искусства, а также всех тех художественноэстетических ценностей, которые так или иначе связаны с библейской проблематикой и… …   Эстетика. Энциклопедический словарь

  • АПОФАТИЧЕСКОЕ (ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ) БОГОСЛОВИЕ — [от греч. ἀποφάσκω отрицать], в узком смысле метод дискурсивного богопознания, при к ром в описании свойств Бога, как абсолютно трансцендентного творению, исключаются все тварные атрибуты, а также указывается на необходимость употребления… …   Православная энциклопедия

  • Богословие — обозначение христ. научных дисциплин, имеющих своим предметом Бога, Богооткровение, Божественное домостроительство, различные аспекты жизни церкви: догматическое (систематическое) Б., основное (апологетическое), библейское, нравственное,… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»